Школьная служба примирения (медиации)
Гид по медиации
Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.
Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Копилка вопросов и ответов
Всё о службе медиации
С 1 по 30ноября 2024 года
Детский телефон доверия с единым общероссийским номером
8-800-2000-122 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
проводит акцию по проблеме насилия среди сверстников
«Не дай себя в обиду!»
Буллинг – это когда кто-то постоянно обижает, запугивает или издевается над другим человеком.
Травля остаётся серьёзной проблемой в школах и молодёжных сообществах по всему миру. Исследования показывают, что каждый третий ребёнок сталкивается с травлей, что может привести к серьёзным психологическим и эмоциональным последствиям. Важно помнить, что буллинг – это не правильно и может сильно задеть чувства. Никто не должен чувствовать себя одиноким или несчастным.
Если:
- нет желания ходить в школу;
- тебе страшно выходить на улицу;
- тебя унижают;
- тебя оскорбляют в интернете;
- ты слышишь угрозы в свой адрес;
- ты подвергаешься травле.
Если ваш ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
- то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
- стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах;
- постоянно находится в подавленном настроении…
В службу Детского телефона доверия регулярно поступают обращения от детей, подростков и родителей по проблеме насилия среди сверстников. Своевременную консультацию квалифицированного психолога можно получить анонимно, бесплатно, круглосуточно по телефону 8-800-2000-122.